Горинова Ольга
независимый журналист
rudwolf
архив статей
Горинова Ольга
Гармонизация жизни
Корпоративный университет компании «Вимм-Билль-Данн» был основан два с половиной года назад. В самом начале своего существования университет выработал стратегию, по которой впоследствии строилось все обучение: нет смысла просто автоматически реагировать на те или иные запросы руководителей — для обучения сотрудников ведущей продовольственной компании нужен системный, комплексный подход.
В рамках этого подхода была разработана и внедрена система обучения тайм-менеджменту.

Карина Самохина, Корпоративный университет «Вимм-Билль-Данн»:
Создавая и планируя курс «Профессия руководителя» мы провели среди наших топ-менеджеров предварительную диагностику — что для них важно изучить? Они называли навыки, которые хотели бы развивать: управление конфликтом, ведение переговоров, тайм-менеджмент — самые разные вещи, базовые навыки, необходимые любому.
И мы решили создать программу, которая объединяла бы курсы по всем этим дисциплинам, развивала бы все эти навыки в комплексе, во взаимосвязи. Так была разработана двухступенчатая программа «Профессия руководителя».
Она очень успешно стартовала, идет до сих пор и пользуется большим спросом.

В программу помимо прочего был включен и курс по личной эффективности — это тоже необходимые базовые знания, которыми должен владеть каждый руководитель. Но только ли руководитель?
Но постепенно мы стали понимать, что тренинг полезен всем специалистам компании. И теперь мы проводим эти тренинги и для начальников, и для подчиненных.

О философии
Еще в самом начале, разрабатывая все систему обучения, мы определились с выбором специалистов, которые могут работать по тому или иному курсу. Тренинг «Личная эффективность» мы поручили Глебу Архангельскому. Нам очень понравился его подход — у него ТМ «очеловечен». То есть ТМ Глеба это не просто какие-то практические инструменты, но это — философия. Например, утверждение того, что свое время нужно использовать таким образом, чтобы получать удовольствие. Еще нам нравится то, что в самом начале с помощью обучения ТМ закладывается целостная база, даются понятия цели, приоритетов, миссии. И затем на эту основу уже накладываются какие-то практические инструменты.
Важно и то, что Глеб говорит, например, про самомотивацию. На самом деле ТМ сам по себе — простая, понятная вещь. Еще в Советском Союзе на предприятиях использовался тот же хронометраж. Но это было тогда; времена изменились, и сейчас только от самого человека зависит, будет он применять инструменты ТМ, станет он эффективным или нет… Вот почему важна самомотивация. У Глеба ей посвящена солидная часть материала, и нам кажется, это очень правильно.

О ТМ в масштабе предприятия
У нас огромный штат: наша компания включает в себя и региональные дирекции. И на каждой площадке есть внешний тренер, прошедший обучение в нашем Центре. Например, тренеры по программе «Личная эффективность» обучались по тренингу, разработанному Глебом Архангельским. И в соответствии с требованиями единого корпоративного стандарта все сотрудники компании проходят обучение личной эффективности. Таким образом на всем предприятии формируется единая культура управления временем. Все сотрудники говорят на одном языке, используют единую терминологию (включая и специальные термины типа «кайрос»). Все работают, используя полученные на тренингах знания, например, внедряют инструменты контекстного планирования. Получается, что компания охвачена целиком.
Для мотивации людей к обучению используется внутренний пиар. Компания «Вимм-Билль-Данн» в качестве одного из важнейших своих принципов декларирует инициативу. В том числе и инициативу обучаться, становиться эффективнее. Через наш портал, через газету мы рассказываем всем сотрудникам компании о том, зачем нужна и что дает наша программа обучения.

О том, как действуют «агенты»
А если вспомнить как все начиналось… Для людей нормален страх перед новым, закономерны вопросы «а зачем мне это нужно?». Поэтому мы начали с того, что собрали группу людей — молодых, непугливых, амбициозных, инициативных — которые должны были стать нашими «агентами», иначе сказать — первым примером того, что методика личной эффективности приносит реальную пользу.
Нам нужен был «маленький успех», с которого началось бы распространение идеи. И «агенты» нам в этом помогли. Они прошли тренинг, показали результаты в работе, остались очень довольны — и распространили информацию о тренинге по всей компании.
Мы никогда никого не заставляем проходить курс. Люди идут сами, присылают заявки. Обучение чему бы то ни было, в том числе и ТМ, может начаться только с личной инициативы сотрудника и его руководителя. Сначала мы проводим работу с начальниками. На мотивацию сотрудника очень сильно влияет то, как сам руководитель относится к процессу обучения: осознает ли он, что дает тренинг, поддерживает ли своего подчиненного… Надо чтобы он задавал вопросы, что проходили на тренинге, что было интересного. Интерес начальства — хорошая мотивация. А еще бывает так, что сотрудник прошел обучение, начал применять технологии, стал работать лучше. Руководитель видит это, ему становится интересно, и он сам приходит к нам чтобы тоже учиться.
Никаких формальных стандартов, вроде обязательного использования Outlook, у нас нет. Но просто Outlook настолько удобен, что действительно широко используется очень многими сотрудниками.

О результатах
Как я уже сказала, программа состоит из двух ступеней. При переходе с первой ступени на вторую участники курса обязательно пишут творческое задание — бизнес-эссе, где рассказывают, какую управленческую задачу им удалось решить, тем или иным образом используя знания, полученные на курсах. Рассказы самый разнообразные… И в очень многих эссе сотрудники пишут именно про инструменты ТМ, как они были использованы, как помогли в решении той или иной проблемы и задачи. Эссе это удобная форма отслеживания результатов обучения: можно судить, что получил сотрудник, применяя полученные знания. И вот мы видим, что после курса по личной эффективности кто-то отмечает, что нашел дополнительные временные ресурсы, кто-то рассказывает, как оптимизировал производственный процесс, перераспределил задачи.

И по самим нашим студентам видно: они используют то, что получают на тренингах. Правда вот, на занятия иногда все же опаздывают… Наверное, еще не до конца прониклись идеей уважения к чужому времени.
Лично для меня тренинг оказался полезен в плане фильтрации задач, распределения на важные и неважные. И еще в плане мотивации: я умею получать удовольствие от той работы, которую я делаю, от выполнения поставленных передо мной задач, от самой жизни. И сама жизнь — и профессиональная, и личная — таким образом гармонизируется.


Опубликовано в книге Г.Архангельского "Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений" («Альпина Бизнес Букс», 2008)