Горинова Ольга
независимый журналист
rudwolf
архив статей
Горинова Ольга
Выход с другой стороны
Один из многих парадоксов нашей жизни состоит в том, что больше, чем мы сами, никто не в силах нам помешать. Никакой штиль не заставит корабль дрейфовать так долго, как может бездействовать человек, одержимый ленью, унынием или введенный в заблуждение собственной ошибкой. А собственные ошибки, в отличие от чужих, заметить очень сложно. Вот и получается, что в самых, казалось бы, бытовых, обыденных ситуациях (попросить прибавки к зарплате, поговорить с арендодателем, среагировать на какое-то кризисное явление) у нас опускаются руки, мы не можем понять, что должны сделать, как поступить — нам даже может казаться, что здесь нет выхода...
Во многих европейских городах на стеклянных дверях метро никогда не пишут «Нет выхода». На них пишут: «Выход с другой стороны».

За пределы двухмерности
Конечно же, выход есть всегда. К нему ведет много путей, нужно просто их увидеть.
Очень часто получается так, что ошибка, или штамп восприятия, или страх, «катастрофическое видение» как бы загоняют человека в лабиринт, в двухмерное пространство. И пока мы движемся в этой двухмерности, выхода не видно.
Можно привести в пример путешественника, который идет по дикой местности и не знает, куда выведет его путь. Стоит «подняться на другой уровень», выйти за пределы двухмерности, посмотреть с высоты (в случае с путешественником — если бы он увидел карту или спутниковый снимок) — сразу ясно, куда идти, понятно, что выход есть, и даже не один. Во все стороны от нас простирается пространство для плодотворной деятельности.
Что мешало нам увидеть его? Мы сами, наши ошибки, недоработки, страхи. В психологических практиках разных народов есть много способов «вытолкнуть» человека из его скорлупы. Буддисты применяли крики и удары палками. Античность создала искусство театра, которое, вводя зрителя в мир высокой трагедии, заставляет пережить катарсис и вместе с тем подняться на уровень выше собственных бытовых проблем; тому же служит и комедия, помогающая увидеть свои страхи и посмеяться над ними. В любом случае это некий выход за пределы, смена точки отсчета, точки зрения, смена роли и жанра, внешний взгляд, позволяющий увидеть ошибки.
Именно этому служит Бизнес-театр — инновационный антикризисный проект, созданный в Школе менеджеров Арсенал режиссером Игорем Чулановым и бизнес-тренером Еленой Виль-Вильямс.

Страшен страх, а не кризис
Суть тренинга в том, что каждый участник приходит со своей заранее выбранной проблемной ситуацией и, участвуя в процессе, находит решение для нее.
Например, нужно поговорить с арендодателем, чтобы он на время кризиса снизил стоимость аренды или с начальником, чтобы поднял зарплату...
В контексте повседневности эти вещи могут казаться неразрешимыми — мы в них уже «замылились», застряли, потеряли способность найти выход.
На тренинге проблема разыгрывается перед зрителями как маленькая сценка, причем участник играет в ней главную роль — самого себя. Затем сценка анализируется — становится ясно, в чем же была загвоздка, что не давало проблеме решиться.
И что самое удивительное, загвоздка почти всегда оказывается в самом человеке, а совсем не во внешних обстоятельствах. Оказывается, это наш страх, а вовсе не мировой кризис, страшнее всего: в конце концов, какое-то неприятное событие преходяще, а наш страх с нами постоянно и то и дело прокручивает в нашей голове самые неблагоприятные (и невероятные, не имеющие ничего общего с реальностью) сценарии.

Побывать на месте другого
То же самое касается переговоров (например, про понижение стоимости аренды или про повышение зарплаты). Бизнес-театр дает участнику возможность «поменять роль», побывать на месте другого человека и через это — глубже его понять. Участник прорабатывает ситуацию дважды: сначала на своем собственном «месте», а затем — на месте того, к кому он приходит, чтобы вести переговоры. Получается, что он рассматривает ситуацию с разных сторон — и «за себя», и за предполагаемого оппонента. Да и сам оппонент становится «очеловеченным», понятным — с ним легче будет вести контакт. И именно так участники приходят к пониманию, как нужно действовать, как строить беседу, в чем была ошибка.
Оказывается, например, что готовясь к разговору с арендодателем или начальником, мы сами запираем им дверь к диалогу, набрасываясь со своим вариантом решения, тогда как всего-то и нужно было — предоставить свободу решения им самим.

«Мы учим открывать свои ресурсы»
Игорь Чуланов, режиссер: «В основе тренинга — игра. Когда мы играем, у нас сами собой начинают проявляться какие-то новые чувства, включается дополнительное понимание, неожиданные точки зрения на привычные вещи. Создавая на тренинге импровизированные спектакли «по мотивам» актуальных жизненных и бизнес-ситуаций, мы превращаем эти повседневные ситуации в образы, живые игровые картинки, метафоры, наполняем их эстетическим и мета-содержанием…
Мы начинаем чувствовать «разных себя» — люди ярко проявляются в ролях. Ситуации, которые мы рассматриваем и отрабатываем, реализуются в точном сценарии; люди превращаются в труппу и начинается работа с эмоциями. У нас нет цели научить их быть профессиональными актерами, владеть пластикой, речью, совершенством внешнего выражения.
Мы учим их открывать те ресурсы, которые у них уже есть (в том числе и интуитивные) и использовать их во взаимоотношениях с людьми. Обычно этого и не хватает в повседневных делах…»

На тренинге много теплых слов, взаимных советов, дискуссий, шуток, а еще больше моментов, когда человек вдруг замолкает, а лицо его озаряет понимание: так вот что мне мешало! Как же это просто!
«Вот она, ошибка, а вот она, моя сильная сторона — вот он, выход!»

Выход не бывает единственным
Даже более того — практически никогда этот выход не бывает единственным. Сразу же находится несколько вариантов, несколько путей для выхода. Почему? Да просто потому, что на тренинг приходит множество совершенно разных людей. Съезжаются из регионов руководители предприятий. Приходят умудренные опытом помощники гендиректоров. С интересом дискутируют менеджеры. Сидит секретарь, озадаченная какой-то своей проблемой…
Все они участвуют в дискуссиях и инсценировках, предлагают советы, ищут решения. Они раскрываются, проявляют себя, — и помогают увидеть, что выход даже не один, их много, потому что точек зрения на проблему может быть столько же, сколько участников, и даже больше.

«Мы нужны этому миру»
Игорь Чуланов:
«У человека всегда есть скрытые сильные стороны, причем внешне они выглядят по-разному. Стандарты человека — совсем не те, что провозглашаются в гламурных журналах. Стандартов нет вообще: все люди прекрасны.
В каждом человеке есть прекрасное, есть сила, энергия, красота. Просто одни люди умеют выражать и использовать эти вещи, а другие пока не научились. На нашем тренинге у каждого есть возможность найти вот эту часть себя. Мы не просто учим, как и что говорить в какой-то ситуации — мы делаем так, чтобы человек понял, что можно жить как-то иначе, чуть-чуть сместил свои координаты, увидел бы ситуацию со стороны.
Театр, как другая реальность, которая создается в голове режиссера на основе сценария и реализуется в действиях, мизансцене, декорациях, музыке, цветовом решении — очень подходит для данной цели. Режиссер выражает то, что у него внутри. Такой внутренний мир есть в каждом из нас, и мы тоже так или иначе выносим его во внешний мир — и именно наши внутренние вещи, вынесенные во внешний мир, либо помогают нам, либо мешают. Допустим, страх перед кризисом — мешает. Мы не говорим, что такого не должно быть. Мы просто говорим: бред и фантазия — это разные вещи. Не надо паниковать или бредить. А фантазировать не только можно, но и нужно. Берите ваши страхи, подойдите к ним креативно, измените жанр вашей постановки — не надо страшного, жуткого, кошмарного. Давайте сделаем общение позитивным — и в этом новом жанре вы лучше сможете реализовать творческую энергию, фантазию, интуицию, эмоции. Вы сможете перенести в реальную жизнь все то прекрасное, что в вас есть.
На нашем тренинге мы пробуждаем в людях творческий подход к обыденности, помогаем им выработать такую полезную креативность, которая, происходя из внутреннего мира, влияет на мир внешний, и делает отношения людей лучше.
Мы стоим за то, чтобы люди любили друг друга, доверяли друг другу — чтобы мир стал лучше. Общество находится в эпицентре многих конфликтов, напряженности — и мы видим, как растет недоверие, учащаются манипуляции. Все это негатив… Но время идет, все меняется, и мы видим, что все больше людей задумывается о своем внутреннем мире. Это начало пути к переосмыслению взаимоотношений, поиска решений и выхода из многих неблагоприятных ситуаций. Такие люди приходят к нам, в том числе и вот на этот антикризисный тренинг. А мы, в свою очередь, стараемся делать мир лучше. Да, мы — идеалисты. И мы нужны этому миру»…

Тренинг для всех
Организаторы подчеркивают игровой момент тренинга — это не психотерапия, не работа с интуицией или подсознанием, не зубрежка алгоритмов типа «проведение переговоров» или «конфликтные ситуации». И в то же время «Бизнес-театр» включает и элементы работы с интуицией, и помогает узнать, как правильно строить переговоры, — это «учеба и игра».
И на первый взгляд этот тренинг не решает глобальных проблем. Он посвящен вещам обыденным. Но в этом-то и заключается его универсальность. В нем могут участвовать люди любых занятий и должностей — финансовые директоры, топ-менеджеры, менеджеры, секретари, — все, кто сталкивается на работе и в жизни с кажущейся неразрешимостью проблемы. Для всех людей характерны какие-то страхи, ошибки, идолы сознания, искажающие восприятие, мешающие работе. Игровой процесс позволяет обнаружить эти вещи, посмотреть на них со стороны, если нужно, изменить жанр своего к ним отношения. Увидеть ситуацию глазами другого. Обсудить все, что происходит, с группой, в которой так много разных людей.
То есть — с помощью тренинга проникнуть вглубь, лучше понять самого себя и другого человека, объективно взглянуть на ситуацию — и найти пути для выхода.


Меняя жанр жизни
Смена точки зрения и отыскание выхода — мотив многих известных фильмов. Ведь и сам кинематограф — тоже смена жизненного жанра…
Герой ленты «День сурка» получает шанс менять жанр хоть каждый день — до тех пор, пока не понимает, что его настоящее — это наилучшее из всего, что есть, и что все, и хорошее, и плохое, в свою жизнь привносит только он сам.
Похожая идея лежит в основе фильма «Мистер Судьба», где скромный служащий Ларри волшебным образом (встретив Мистера Судьбу) становится миллионером, но постепенно понимает, что ни машины, ни особняки, ни деньги не заменят любимой семьи. Увидеть это он смог, только «вынырнув» из повседневности. А поняв и оценив, какие ценности в его жизни главнее, сумел «нырнуть» обратно.
Но пожалуй, самый показательный фильм в этой области — отнюдь не фантастический. Драматичный и комедийный одновременно, фильм «Жизнь прекрасна» рассказывает о том, как семья итальянцев попадает в фашистский концлагерь. Глава семьи, артистичный, находчивый, неунывающий, совершает настоящее чудо ради сохранения душевного здоровья своего маленького сына. «Это все только игра, — убеждает он малыша, — кто победит в ней, получит настоящий танк. Если ты хочешь победить, выполняй их требования, а бояться не надо». Мысль об игре позволяет мальчику перенести все тяготы заключения. В конце, видя, как по освобожденным улицам едет колонна танков, он понимает, что слова отца были правдой.