Горинова Ольга
независимый журналист
rudwolf
архив статей
Горинова Ольга
Они за все ответят
Представьте ситуацию: Вы возвращаетесь из магазина домой с покупкой (например, с кофеваркой). Вы включаете эту кофеварку, и она отлично работает, как и должна — это радует. Однако проходит какое-то время: день-два, месяц-другой или пара лет — и она начинает «сбоить»; вот это уже огорчает. Сразу возникают вопросы: что же делать, покупать новую или нести в ремонт эту, и кто оплатит расходы? Постараемся на эти вопросы ответить.

Вы, конечно, имеете полное право требовать бесплатного ремонта, а в некоторых случаях и возврата денег, но только в определенные сроки — их называют сроками ответственности. Обычно на все продаваемые товары изготовителями и продавцами устанавливаются срок службы и срок гарантии. Существует еще и срок годности, но он относится в основном к продовольственным товарам и поэтому в рамках данной статьи рассматриваться не будет. Так вот, в течение сроков службы Вы можете предъявлять продавцу и изготовителю свои претензии и требовать возмещения убытков. Поговорим об этом подробнее, начав со срока службы.
Срок службы товара устанавливается изготовителем. Притом установление этого срока — скорее его право, чем обязанность, хотя и существуют перечни товаров, на которые срок службы должен быть установлен обязательно. Это те товары, которые по прошествии определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья или причинить какой-либо иной (например, имущественный) вред. Перечни таких товаров утверждаются Правительством России.
Согласно п.1 ст.5 «Закона РФ о защите прав потребителей» срок службы — это период времени, в течение которого произведенный товар можно использовать по прямому назначению. Никаких существенных недостатков в течение этого периода выявляться не должно (и изготовитель несет полную ответственность, если такие недостатки возникли по его вине).
По закону Вы, как потребитель, можете в течение всего срока службы:
  • во-первых, требовать обеспечения возможности ремонта и технического обслуживания товара (так как законом предусмотрена обязанность изготовителя в течение всего срока службы обеспечить возможность технического обслуживания товара. Это значит, что в течение этого срока должны выпускаться запчасти, которые могут понадобиться в случае устранения неисправностей).
  • во-вторых, требовать бесплатного устранения существенных недостатков;
  • в-третьих, требовать полного возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара.
Если срок службы изготовителем не установлен, Вы имеете право предъявлять претензии в течение 10 лет со дня покупки (а если день покупки установить невозможно – в течение 10 лет со дня изготовления вещи).
Срок службы обычно исчисляется днями, месяцами или годами, хотя может исчисляться и другими единицами, в зависимости от функциональной принадлежности товара (к примеру, километрами – для двигателей).
Гарантийный срок может устанавливаться и изготовителем и продавцом. Притом изготовитель, как и в случае установления срока службы, имеет право его устанавливать, но не обязан это делать (п.6 ст.5 «Закона РФ о защите прав потребителей»). Продавец вправе установить гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Кроме того, продавец может установить дополнительный гарантийный срок (сверх гарантийного срока, установленного изготовителем (п.7 ст.5 «Закона РФ о защите прав потребителей»)).
Что же такое гарантийный срок? Это период времени, в течение которого товар должен нормально функционировать без проявления каких-либо недостатков. В случае их обнаружения изготовитель или продавец обязан удовлетворить Ваши требования по их устранению. Обратите внимание, что, в отличие от срока службы, во время гарантийного срока не должно быть выявлено вообще никаких недостатков, тем более существенных. В течение этого срока Вы, как потребитель, имеете самые широкие права и можете предъявлять претензии по поводу любых обнаруженных недостатков.
Если гарантийный срок не установлен, то согласно п.1 ст.19 «Закона РФ о защите прав потребителей» Вы можете предъявлять свои претензии «в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня» передачи Вам товара (покупки, иными словами). Эти «разумные» сроки могут быть и больше 2-х лет, если это установлено Вашим договором на покупку.
Гарантийный срок, так же, как и срок службы, обычно исчисляется единицами времени.
Несколько моментов, которые следует знать:
  1. Если Вы потребовали устранения недостатков, то гарантийный срок увеличивается на все то время, пока Ваша вещь не использовалась (находилась в ремонте, например). Т.е. со дня Вашего обращения с претензией и до дня выдачи вещи из мастерской (п.3 ст.20 Закона РФ о защите прав потребителей»).
  2. Если ремонт Вашей вещи производился посредством замены какой-то составной ее части, на которую установлен свой гарантийный срок, то новый гарантийный срок на эту часть будет исчисляться заново — со дня выдачи вещи из ремонта (п.4 ст.20 «Закона РФ о защите прав потребителей»). Причем новый гарантийный срок должен быть той же продолжительности, что и предыдущий.
  3. Если Вашу вещь заменили новой, то гарантийный срок исчисляется заново, со дня передачи ее Вам (п.2 ст.21 «Закона РФ о защите прав потребителей»).
По общему правилу гарантийный срок и срок службы товара исчисляются со дня продажи, а если день продажи установить невозможно, то со дня изготовления. Однако есть и некоторые исключения из этого правила:
  1. Сезонный товар. Сроки на эти товары исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, т.е. когда покупку можно начать использовать (например, некоторые виды кондиционеров, но чаще к сезонным товарам причисляют одежду и обувь).
  2. Товар куплен по образцам (в интернет-магазине, например) или по почте. В этих случаях, а также если время заключения договора на покупку и время передачи (доставки) товара не совпадают, сроки исчисляются с момента доставки (п.2 ст.19 «Закона РФ о защите прав потребителей»).
  3. Товар нуждается в сборке или же специальной установке (например, стиральная машина). Иными словами, если Вы не можете пользоваться вещью по зависящим от продавца обстоятельствам, то сроки исчисляются с момента устранения этих обстоятельств (с момента сборки (установки)). Однако если день сборки установить невозможно, то сроки исчисляются все-таки с момента заключения договора продажи (п.2 ст.19 «Закона РФ о защите прав потребителей»). Так что всегда требуйте от мастеров, выполняющих сборку и установку, подтверждающих это обстоятельство документов (акт и т.п.).
Несколько моментов, на которые следует обратить внимание, если купленная вещь состоит из группы относительно самостоятельных частей (комплектующих), подлежащих техническому обслуживанию независимо от основной вещи:
  1. Если гарантийные сроки на такие составные части не указаны, они считаются равными сроку гарантии на основное изделие (если иное не установлено Вашим с продавцом договором). И исчисляются они так же, как и гарантийный срок на основной товар (п.3 ст.19 «Закона РФ о защите прав потребителей»).
  2. Если в договоре указано, что гарантийные сроки на составные части меньше, чем гарантия на основное изделие, Вы все равно вправе требовать устранения обнаруженных недостатков в течение всего срока гарантии на основную вещь (п.3 ст.19 «Закона РФ о защите прав потребителей»). Например, Вы купили стиральную машину. Как правило, на сам прибор и на его мотор действуют разные сроки гарантии; при этом мотор является составной частью машины. Даже если поломка именно в моторе, а гарантийный срок на него окончился, вы праве предъявлять претензии относительно машины целиком, и чинить вам будут именно мотор.
  3. Если же в договоре указано, что гарантийные сроки на составные части больше, чем гарантия на основное изделие, Вы вправе требовать устранения недостатков основной вещи в целом (независимо от срока гарантии на нее), если действует гарантия на комплектующие части (п.3 ст.19 «Закона РФ о защите прав потребителей»). Например, Вы купили ноутбук (на его жесткий диск срок гарантии больше, чем на весь компьютер в целом). Гарантийный срок на ноутбук истек, а на жесткий диск, который является составной частью — нет. Компьютер перестал работать. Даже если дело не в жестком диске, Вы все равно можете предъявлять претензии относительно всего основного изделия.
Когда гарантийный срок и срок годности заканчиваются, Ваши права, увы, становятся куда менее защищенными. Ведь изготовитель и продавец перестают нести ответственность во всех случаях, кроме случаев причинения Вам вреда. Закон «О защите прав потребителей (п.3 ст.14) оговаривает случаи, когда причиненный купленными вещами вред подлежит возмещению независимо ни от каких сроков:
  1. Если на вещь должен быть установлен срок службы, но он не установлен.
  2. Если Вам не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы приобретенной вещи.
  3. Если Вас должным образом не проинформировали о том, какие действия необходимо предпринять по окончании срока службы, а также о последствиях невыполнения таких действий.
  4. Если товар по истечении срока службы представляет опасность для жизни и здоровья.
Также следует знать, что общий срок давности по гражданским спорам (к которым относятся и всевозможные выяснения отношений с изготовителями и продавцами) составляет три года. Это означает, что иск в суд можно подавать в течение трех лет со дня обнаружения неисправности (независимо от гарантийного срока, истек он или нет). Именно обнаружения неисправности, а не дня покупки.
Напоследок хочется пожелать, чтобы купленные вещи служили Вам долго и не ломались. Если же это произойдет, знайте — закон в большинстве случаев на Вашей стороне.