Горинова Ольга
независимый журналист
rudwolf
архив статей
Горинова Ольга
Передача жизни
История цифровых ресиверов
Ресивер — важнейшая часть современного домашнего кинотеатра, телевизора. Он получает и декодирует сигналы от внешних источников, преобразует цифровой сигнал в аналоговый, оптимизирует характеристики звука... По сути дела, он передает на экраны запечатленную теле- и кинорежиссерами жизнь во всей ее полноте, потому что только с помощью ресивера стали возможными такие стандарты, как цифровое телевидение.

Голоса богов и людей
Этот мультимедийный терминал родом из глубокой древности, и в ходе эволюции он неузнаваемо менялся и выполнял самые различные функции.
В древние времена, за тысячи лет до изобретения спутника, люди общались с поднебесными сферами иным образом. Огромные статуи богов в Вавилоне и Египте изрекали пророчества человеческими голосами, приводя молящихся в священный трепет. Голос статуи был громче любого человеческого и звучал неземным тембром. Это происходило потому, что в таких «пророческих» мистериях использовались системы усиления звука. Жрец, исполнявший роль бога, говорил в специальную трубу, которая многократно увеличивала громкость. По сути дела, это были первые в мире усилители.
Наука акустика, которая занимается звучанием, разработала много способов увеличить громкость и придать мощности голосу или музыке. Особая архитектура храмов и концертных залов — тоже род усилителя. Звуковые колебания, попадая на вогнутые поверхности, увеличивают свою амплитуду.
Другой род усиления звукового сигнала — так называемые резонаторы, состоящие из полости, содержащей воздух, и канала, по которому в полость попадают звуковые волны. Масса воздуха внутри сосуда — упругий элемент, который усиливает колебания. Резонаторы бывают природные — например человеческое ухо, череп, а бывают искусственные: барабан, скрипка, качели, даже целые здания. Колебательный контур — это тоже резонансное устройство, но не для звуковых, а для электрических волн. Это — основная часть всех радиосхем. О радио стоит поговорить отдельно, так как это — следующий этап в эволюции ресивера.

Первые слова
Еще Аристотель в книге «Метафизика» упоминает о том, что магнитные камни и янтарь «имеют внутреннюю душу», электричество. Но теория электромагнитного поля возникла только в 1869 году, когда великий английский физик Максвелл сформулировал четыре уравнения, описывающие характер и поведение этого явления. Гипотезу Максвелла подтвердил немецкий ученый Генрих Рудольф Герц. Именно он сконструировал первый приемник электромагнитных колебаний, доказав, что волны электричества сродни световым и точно так же распространяются в воздушной среде. А это значит, что их можно передавать на расстоянии.
Эта идея и была положена в основу радиосвязи. И когда русский физик-изобретатель Александр Степанович Попов демонстрировал изобретенное им радио, первыми двумя словами, которые он передал на приемник, были: «Генрих Герц».
Итальянец Гульельмо Маркони тоже руководствовался открытиями Герца, проводя эксперименты по передаче и приему радиосигналов в окрестностях своего дома в Болоньи. Он отправлял зашифрованную азбукой Морзе букву S, и за два километра от него слышался выстрел: помощник сигнализировал, что получил радиопослание.

На волне
В приемниках, как мы уже упоминали, основным элементом является колебательный контур. Его частота должна совпадать с частотой передатчика — он «ловит волну». На старинных радиоприемниках были специальные ручки. Пользователь крутил их, и частота колебательного контура менялась: можно было настроиться на нужную радиостанцию, «совпасть» с ней частотой. Впоследствии емкость конденсатора (и соответственно «волну» контура) стали варьировать не механически, а с помощью электроники — путем изменения напряжения на управляющих контактах. Микросхема плавно изменяет напряжение, и таким образом весь эфир сканируется на наличие передач на разных волнах: так действует поиск передающих станций в современных приемных устройствах.
Тюнер цифрового ресивера, который принимает сигналы из различных источников и позволяют выбрать нужный, «родом» как раз из эпохи первого радио. Кстати сказать, ресиверы обладают встроенной функцией прослушивания FM и AM радио. В отличие от помощника Маркони, который был рад даже одной букве, они позволяют принимать от 500 до 1500 радиоканалов по всему миру.
Кстати, ресивер в переводе с английского и означает «приемник», и назван он так именно потому, что первые модели использовались для прослушивания радиопередач.
Например…
Одним из ярких примеров функционального спутникового ресивера может служить Samsung DSB-B350W со слотом для карт Viaccess. Он поддерживает до 4000 программируемых каналов и предоставляет огромное количество возможностей для развлечений и получения знаний.
Отличная модель кабельного ресивера, которая удовлетворит все запросы зрителя — DCB-B260Z. Встроенный модуль Conax, поддержка субтитров и многоязычных текстов, упорядочивание каналов — все это делает телепросмотр удобным и качественным.
Муха, громко ползущая по бумаге
С развитием телефонии и радиовещания перед инженерами и учеными все яснее вставал вопрос усиления звука. Прежние методы здесь не годились: требовалась уже не обычная, а электроакустика. Рупоры, которые прилаживали на радиоприемники, не помогали. Концертные залы, даже совершенные с точки зрения акустической архитектуры, уже не могли вместить всех желающих. Конечно, были найдены промежуточные решения: например, по краям сцены расставляли передающие устройства, и музыка транслировалась по телефонным линиям или радиоволнам. Но для того, чтобы голоса и музыка могли звучать, например, в огромном помещении или на улице, нужен был усилитель нового формата.
И вот в 1912 году такой прибор появился. Он назывался Аudions и был изобретен американцем Ли де Форрестом. Физик занимался вопросами акустики и радио, например, организовал передачу с концерта Карузо; он изобрел так называемый триод — трехэлектродную лампу. Она и стала основой электроусилителя; прибор Форреста сделал возможным услышать звук, с которым муха ползет по листу бумаги.
Начался настоящий радиобум. Люди приобретали приемник, к нему докупали усилитель и наслаждались громким, чистым, неискаженным звуком. Появилась мода выставлять колонки радио в окно, чтобы любимой музыкой наслаждалась вся окрестность.

Эпоха ресивера: начало
Ресивер, как мы знаем его сегодня, появился в 20-х годах прошлого века, в самый расцвет радио. Некоторые фирмы стали выпускать усилитель и приемник, объединенные в одно (довольно громоздкое) устройство. Это и называлось Receiver. С этого момента прибор расширял свои возможности, «впитывал» в себя все новые и новые компоненты. Но прошло почти сто лет, прежде чем ресивер стал таким, каким мы знаем его сегодня — многофункциональным, интеллектуальным центром домашнего кинотеатра.

Цифровое нашествие
Век радио сменился веком телевидения, основа которого такая же — прием волновых сигналов из эфира. Черно-белое поначалу, оно стало затем цветным — в нашей стране это произошло 1 октября 1967 года, когда был принят советско-французский стандарт СЕКАМ-111.
Вещание «с земли» дополнилось спутниковым. В том же 1967 году в СССР была создана сеть спутникового распределения телепрограмм на наземную сеть приемных станций «Орбита». Олимпиада в Токио транслировалась в Союзе именно по этой сети. Это была первая в стране спутниковая телевизионная связь...
Параллельно с усложнением и расширением телесистем разрабатывались новые способы хранения и передачи данных. В первую очередь это было связано с развитием ЭВМ.
Носители информации становились все более емкими, аналоговые способы записи заменялись цифровыми. Когда в начале 70-х сразу несколько стран озадачились проблемой цифрового телевещания, это было закономерно. Насколько больше программ, насколько выше их качество, какие огромные возможности открываются перед таким типом передачи данных! Проблема была лишь в одном: нужно изобрести быстродействующие устройства, которые шифровали бы двоичный цифровой сигнал в аналоговый и обратно — цифро-аналоговый (ЦАП) и аналого-цифровой (АЦП) преобразователи, и разработать стандарт нового типа вещания. Задача была решена.
Звук вокруг
Кроме приемника, усилителя и ЦАП ресивер имеет еще одну обязательную составляющую — звуковой процессор-декодер. Из кинозалов формат Dolby Digital перешел в дома зрителей, и это произошло благодаря возможностям ресивера. Например, Samsung HT-AS700 «понимает» Dolby Digital, Dolby Pro Logic II, DTS. Это значит, что звуковое сопровождение любого фильма будет создавать у зрителя полный эффект присутствия.
Digital Video Broadcasting — DVB — так называется стандарт цифрового телевидения. В его историю одна из страниц вписана нашим соотечественником, Марком Иосифовичем Кривошеевым. Он предложил новый способ преобразования, кодирования сигнала, который позволил передавать большие объемы данных, а также подал в 1999 году идею стандарта телевидения высокой четкости (ТВЧ). «Система Кривошеева» — так называется мировая сеть стандартных цифровых каналов. Наш соотечественник оказал огромное влияние не только на развитие телевидения, но и на эволюцию кино, массовых развлечений, спортивных мероприятий. Теперь вся их зрелищность могла в полной мере быть донесена до зрителя; не зря режиссер Джордж Лукас признал, что без открытий Кривошеева новые «Звездные войны» никогда не были бы сняты.
Высокопроизводительный ЦАП есть в каждом ресивере. Именно он преобразует полученные кабельные и спутниковые сигналы в аналоговый формат. А это значит, что к услугам зрителей тысячи телеканалов и передач, услуги телегида, субтитры…

Новая реальность
Цифровое телевидение, которое вскоре полностью заменит аналоговое, — это технология будущего. Оно не просто улучшит качество картинки — ему предстоит повлиять на представления людей о зрелищности, досуге, искусстве. Совместно с видео высокой четкости и новыми звуковыми системами оно предложит зрителю новую реальность... Чтобы впустить ее в дом, не нужно многого. Достаточно купить хороший кинотеатр — и качественный ресивер.


Опубликовано в журнале «S-Files»