Горинова Ольга
независимый журналист
rudwolf
архив статей
Горинова Ольга
История повторения. Путь к шедеврам
История печатной техники
Творение художника неповторимо, будь это даже просто наскальная роспись, сделанная первобытной рукой. С другой стороны, потребность в картинах и текстах, которые были бы максимально доступны большинству людей — тоже очень древнее свойство человека.
Но как повторить неповторимое, как размножить то, что бывает лишь в единственном экземпляре? Над этим человек задумывался всегда.

Изначально картины и тексты вырезались в камне: на стенах пирамид, в храмах. Когда 4000 лет назад египтяне стали использовать папирус, работа писцов и рисовальщиков стала легче, а материал — значительно дешевле. Но по-прежнему каждое изображение было единственным.

Первая печать
Впрочем, было у этого правила и исключение. Цари и знатные вельможи всегда носили с собой печать — чаще всего в виде перстня, иногда — таблички. Резчики печатей приравнивались по значению к колдунам и мудрецам: они вырезали на перстнях заклинания, изображения животных и богов, родовые знаки. Печать царя заменяла подпись, а разная краска, которую использовали правители, свидетельствовала о степени важности документа.

О кимоно и Библии
Идея оттиска, получаемого с неизменной матрицы, стала основой всей истории печатного дела. Самый ранний образец такой технологии — гравюра. По свидетельствам ученых, это искусство зародилось в Китае. Когда впервые был сделан оттиск с деревянного клише и на чем он был, мы не знаем: сохранились лишь гравюры, отпечатанные на бумаге, а бумага появилась в Китае в V веке н.э.
Если в Китае было принято печатать черно-белую гравюру, а затем раскрашивать ее кисточкой, то японские мастера, переняв искусство у соседей, занялись цветной печатью.
Художник рисовал изображение, которое переносилось на дерево. Затем резчики состругивали все лишнее, так что оставались только линии рисунка, которые и будут отпечатываться, если поверхность смочить краской. Так получалась черно-белая гравюра. Но работа шла дальше: теперь для каждого цвета вырезывалась своя доска. Если на гравюре изображалась красавица в голубом кимоно с алым зонтиком, то и для зонтика, и для кимоно требовалось две отдельные доски: на одной будет только алый цвет, на другой только голубой. Затем каждое клише смачивалось нужной краской и прикладывалось к одному и тому же бумажному листу. И на листе возникало цветное изображение.
Несмотря на то, что подготовка к печати была очень кропотливой и требовала работы многих мастеров, японская гравюра все-таки стала массовым искусством, и благодаря ей шедевры художников стали доступны многим ценителям.
Чуть позднее в Аравии и Египте тоже научились тиражировать цветные изображения, и гравюра пришла с Востока в Европу — вместе с христианской верой. История массовой печати началась с изготовления картинок с сюжетами из Библии. Такие печатные листки охотно раскупались народом.

Украдены буквы
Еще в IV веке блаженный Иероним писал в своем труде «О воспитании отроковицы»: «Нужно сделать ей буквы либо буковые, либо из слоновой кости... Пусть играет ими и, играючи, обучается…» Говорят, складывать такие буквы вместе и отпечатывать их на бумаге первыми догадались голландцы — а именно церковный сторож Лауренс Костер. Он вырезал буквы из дерева, потом заменил их на отлитые из свинца и олова. Но однажды в темную зимнюю ночь подмастерье Йохайм Фауст выкрал все литеры (то есть отлитые для печати буквы) и сбежал с ними. Так изобретение сторожа стало известным. Но печатать с набираемых вручную досок было слишком долго и неудобно.

Гутенберг и «S-Files»
Почти в то же время в Германии жил золотых дел мастер Иоганн Гутенберг. Он прекрасно разбирался в металлах, и это пригодилось, когда он заинтересовался изготовлением литер для печати. Его мечтой было издать Библию — во всем ее объеме, с иллюстрациями: неслыханная в те времена вещь!
Главное достижение Гутенберга — это печатный станок, который он изобрел по аналогии с сельскохозяйственным прессом. Отныне литеры крепились в нужном порядке на доску, а доска помещалась в станок, и с нее можно было быстро сделать сколько угодно оттисков. К тому же мастер улучшил состав краски, и она стала более долговечной.
Гутенберг создал несколько шрифтов и впервые стал издавать настоящие книги: и Библию, и грамматику, и астрономические таблицы.
По его технологиям развивались в дальнейшем все мировые типографии. На станках, подобных гутенберговской машине, печатались произведения античной, европейской, русской литературы, что в свою очередь стимулировало писателей к творчеству; благодаря Гутенбергу возникла система образования, основанная на учебниках, периодическая печать, и даже номер «S-Files», который вы сейчас держите в руках, был бы невозможен без его разработок.
На связи с принтером
Для подключения принтера к компьютеру был разработан специальный порт LPT. Сначала он был почти односторонним: передавал текст на принтер, а обратно мог принимать только сервисные сигналы. После появления USB принтеры стали подключать именно через него: это быстрее, надежнее и обеспечивает двустороннее «общение» девайса и компьютера.
Как типография стала маленькой
Однако типография не всегда удобна. Развитие общества и производства требовало подчас копирования всего одного листка текста или одной картинки. Запускать для этой цели типографские станки было нецелесообразно, и поэтому машинистки печатали под копирку, а инженеры проводили ночи за копировальными станками.
Простейшее устройство для копирования — ящик с лампой, застекленный сверху. На стекло клали оригинал, сверху — чистый лист, и обводили линии карандашом. Принцип стекла и лампы используется и в современных устройствах для копирования — сканерах и ксероксах. А вместо типографских машин на службу людям пришел принтер.
В прошлом номере мы рассказывали об изобретении компьютера, и упоминали о том, что Чарльз Бэббидж, создатель первой счетной машины, оснастил ее также возможностью печатать результаты числовых операций: так появился принтер. Первым сканером в истории стал телеграфный аппарат, точнее его разновидность — фототелеграф, который служил для передачи изображения на расстоянии. И, наконец, история ксерографии начинается тогда, когда была изобретена фотография: ведь ксерокопия это фотоизображение, выполненное сухим бессеребрянным способом («ксерокс» и значит «сухой»). Все эти устройства, служащие для копирования и тиражирования изображений и текстов, изобретались разными путями, но в конце концов объединились в одно — МФУ, которое есть сейчас практически в любом офисе.

«Угадай мелодию!»
Из всех перечисленных устройств самую большую эволюцию претерпел принтер. Сначала принтеры были лепестковыми. Они сильно походили на печатную машинку: так же точно ударная лапка била по ленте, отпечатывая на бумаге букву, а буквы располагались на ромашковом диске. Только у этой машинки не было клавиш — сигналы, какая буква должна быть напечатана, давал компьютер. Эта система появилась в 50-х годах и позволяла печатать со скоростью 600 строк в минуту. Если поменять ленту, менялся шрифт и даже цвет.
Спустя всего несколько лет был разработан лепестковый принтер, который печатал в сотни раз быстрее: когда пользователи запускали прибор, через минуту пол оказывался буквально завален листами бумаги. Причем печать каждого символа сопровождалась звуком определенной высоты. Любимой игрой инженеров было подобрать такое сочетание знаков, чтобы принтер «сыграл» какую-нибудь узнаваемую мелодию.

Матрица всегда с тобой
Матричные принтеры работали по принципу, схожему с лепестковым, только здесь не слово, а сам символ составлялся из отдельных элементов — точек, пробиваемых иглой через красящую ленту. В 70-х годах уже работали принтеры с лентами четырех цветов, а количество иголок для печати одного символа возросло от 7 до 24.
Матричная печать используется и по сей день: на авиабилетах, кассовых чеках, банковских и лабораторных бумагах.

Цветные брызги
А самая старая технология печати — струйная: ей сто лет. Век назад лауреат Нобелевской премии лорд Рейли доказал, что струя жидкости (допустим, краски) может в определенных условиях распадаться на отдельные капли. Контролируя колебания струи, можно создать аппарат, который будет печатать любой краской на любой поверхности.
Струйные принтеры очень удобны для печати фотографий, и их единственный недостаток — большой расход чернил. Впрочем, для Samsung Electronics это уже не проблема: например, принтеры серии Samsung SPP экономичны и обеспечивают фотопечать высшего уровня.

Печать века
Еще одно идеальное решение — это лазерный принтер. Принцип его работы прост — с помощью лазера на печатном барабане в нужных местах изменяется статический заряд, а затем тонер (красящий порошок) прилипает к барабану там, где заряд снят. Затем барабан прокатывается по бумаге, и под действием тепла тонер с него припекается к листу. Первый лазерный принтер был выпущен ровно 30 лет назад: он был огромным и стоил бешеных денег. Лишь в 1990 году лазерные принтеры стали стоить дешевле 1000 долларов; и до недавнего момента лазерные принтеры считались только производственными, — из-за стоимости, цены на тонер и габаритов.
Для любых нужд
Samsung Electronics осуществляет запуск 22-х новых принтеров, а также 16-ти решений, разработанных так, чтобы удовлетворить целый ряд нужд компаний всех размеров — от самых маленьких в мире цветных лазерных принтеров (серия CLP-310) до самых быстрых цифровых МФУ формата A4 (MultiXpress C8380ND).
Сейчас ситуация в корне изменилась: каждый пользователь может купить принтер, и это не будет стоить целого капитала. К тому же огромное разнообразие разработок позволяет подобрать принтер практически под любые нужды.

Шедевры для всех
Модели, представленные Samsung Electronics на выставке технологий CeBIT потрясли бы и древних граверов с их точностью и дотошностью к деталям, и Гутенберга, стремившегося к ускорению печатного процесса. Например, ML2851 — самый быстрый лазерник в мире, или стильные МФУ SCX4500 и ML-1630, или Samsung CLP-315 с — самый тихий принтер, или цветной лазерный Samsung CLP-350N, который будет служить долго и продуктивно, как целая типография, при том что размеры его всего 270?420?390 мм.
Принтеры и МФУ изобретались для того, чтобы неповторимые изображения и тексты стали бы «повторимыми», общедоступными. Но в процессе своей эволюции эти устройства сами превратились в шедевры.


Опубликовано в журнале «S-Files»