Горинова Ольга
независимый журналист
rudwolf
архив статей
Горинова Ольга
Рамки реальности
История цифровых фоторамок
Раму картины принято сравнивать с окном в другой мир. Даже самая простенькая фотография оживет, если подобрать к ней удачное паспарту. Современная техника, с ее тенденцией к совершенству, предлагает пользователям универсальные цифровые фоторамки, которые открывают новые возможности и перспективы в искусстве и в обустройстве жилого пространства.
Но с чего все начиналось? Как появились эти «окна в другую реальность»?

Единый мир
Человек начал творить с того самого момента, как стал человеком. Ученые находят в пещерах изображения людей и животных, которым позавидовали бы и современные художники.
Фрески Египта потрясают точностью и красотой. Под древним солнцем лежали города, которые сами по себе были произведениями искусства: гигантские статуи сфинксов охраняли дороги, украшенные статуями поменьше; пути вели к храмам и пирамидам, каждый сантиметр которых изнутри (а иногда и снаружи) был расписан иероглифами и картинками божественной, царской или простонародной жизни. Тексты перемежались и окружались изображениями Нила, растений, колонн, сфинксов; тот, кто смотрел на изукрашенную стену, мог обернуться — и увидеть то же самое в реальности. Сама природа (река, пустыня), весь комплекс храмов и домов, целый город был одновременно и произведением искусства, и его обрамлением.
Эта тенденция сохранялась очень долго. Древние греки устраивали свои пантеоны, жилища и дворцы так, чтобы каждый элемент вписывался в окружающий ландшафт. Все это сочеталось между собой, рождая ощущение единства, которое было очень важно для средиземноморцев, живших «полисами», демократическими общинами-городами.

Начало границы
Однако уже тогда, в античности, некоторые изображения на стенах храмов стали выделять с помощью каменных бордюров. Обычно орнамент их продолжал основную мысль главной картинки, например, если на фреске или мозаике был изображен бог виноделия Дионис, то на бордюре рисовали виноград и сосуды для вина.
Стремление выделить главное — вот что было необходимо тем древним художникам, которые стали использовать бордюры. Именно эта тенденция и определила дальнейшее развитие рамок.
Рамка это важно
В фантастическом кинобоевике «Эквилибриум» сюжет строится на том, что в будущем попали под запрет все эмоции, все произведения искусства. Проявление чувства считается преступлением. При этом авторы фильма не упускают ни одной детали, а в частности и того, что под запрет попали и… рамы для зеркал. Действительно, человек, смотрящийся в гладкое, «пустое» зеркало, не испытывает тех чувств, которые появляются, если видишь себя в обрамлении позолоты или красивых орнаментов. Это очень важно для восприятия изображения, поэтому и современные цифровые фоторамки выпускаются в самых разных вариантах оформления, от классики до технодизайна. Ведь нам, в отличие от героев фильма, запрет на наслаждение красотой не грозит!
Ту же самую потребность — хоть как-то привести пространство в порядок — испытывали и средневековые писцы, которые занимались копированием книг. Пергамент был очень дорогим материалом, и чтобы экономить место, на нем писали без пробелов и знаков препинания. Когда книги начали переписывать на более дешевую бумагу, стало возможным оптимизировать текст для удобства чтения: сделать промежутки между словами, разграничить главы. В этом писцу помогали рамки и заставки, которые по праву считались отдельными произведениями искусства. Орнаменты, цветы, люди, реальные и фантастические животные — все это иллюстрировало текст, организовывало пространство средневекового манускрипта.

В свете искусства
Мастерство писцов, в том числе и художников, обрамлявших тексты, развилось до совершенства. Зато ни живопись, ни фреска не были популярны в светском искусстве вплоть до XVI века. Причина очень простая: картины со всеми их деталями попросту не было бы видно, потому что кроме факелов и слабых масляных светильников для освещения дома тогда ничего не использовалось.
Зато храмы были построены так, что там хватало света. Поэтому уже в XI веке внутри христианских церквей стали появляться такие нововведения, как резьба. Иконописец работал на деревянной доске, края которой потом украшались резными узорами, цветами, плодами.
Тенденция «отделения» картины от стены и окружающей обстановки стала действовать в полную силу. И вот в XIII веке великий итальянский художник Джотто ди Бондоне использует для своей работы одну из первых настоящий рам: она из дерева, но стилизована под мрамор и украшена фигурками святых. С этого самого момента картина перестает быть «просто картиной». Отныне все художники творят «с оглядкой» на то, как будет смотреться их произведение на стене, в какую раму оно будет заключено.
Это дало мастерам толчок к разработке теории перспективы (отныне изображение «уходит вдаль», как если б мы действительно смотрели в окно), цветовым поискам, использованию новых материалов. Важным фактором стала деталь. К тому времени в домах стало светлее (потому что люди научились использовать стекло для окон и свечи для темных комнат), а художники открыли новый способ изображения — масляную живопись.
Для масляных картин рама (или иначе — багет) — не просто украшение, но и средство защиты, и способ закрепления холста на доске. Поэтому начиная с эпохи Возрождения искусство изготовления рам стало расцветать. В музеях вы можете увидеть самые невероятные рамы всех веков и стилей: тонкие и толстые, огромные и изящные, с лепниной, резьбой, украшенные камнями, ракушками, фигурками, гербами, медалями, позолоченные, серебряные… И по сей день некоторые художники используют возможности багета во всей их полноте, например, включая в него частички целой картины, которые, как в Древней Греции, призваны дополнять основной смысл произведения.

Миг, запечатленный на века
История учит нас тому, что одно изобретение всегда «тянет» за собой другое. Мы только что увидели, как масляная живопись способствовала развитию багета. Давайте посмотрим, что произошло, когда фотография стала искусством, равноправным со всеми остальными.
Поначалу фотографией занимались только ученые: она была скорее опытом, чем удовольствием. Но постепенно, когда стали развиваться любительские камеры, появилась дешевая и простая в использовании пленка — фотографирование стало хобби. Не только взрослые, но и дети, не только профессионалы, но и домохозяйки — всем захотелось запечатлеть моменты своей жизни, наблюдения за природой, лица близких. В старинных домах одно из самых частых украшений — большая портретная фотография бабушки и дедушки, отца с матерью. А в комоде обязательно лежит старый фотоальбом как летопись жизни нескольких поколений.
Чем доступнее была фотография, тем больше и больше снимков делали люди. Наверное, и вы сталкивались с этой проблемой: альбомов слишком много, их некуда класть — а несортированных фото еще больше! Цифровая фотография, изобретенная в 1975 году, стала своеобразным «спасением». Теперь все массивы снимков помещаются на одной небольшой карточке памяти или диске. Но не у всех же есть компьютер… Конечно, фотоаппарат можно подключить к телевизору, но все же это не так удобно.

Окно в реальность. Только маленькое
И вот на помощь современной проблеме, как это часто бывает, пришла старинная идея. То самое «окно в мир искусства», которое появилось еще при Джотто в старых храмах, открылось для всех, кто любит фотографировать и украшать свой дом.
Американский исследовательский центр Давида Сарнова (Принстон, штат Нью-Джерси) предложил миру идею жидких кристаллов. Это позволило разработать огромное количество самых разных приборов, которые имеют экран, и в то же время — компактны. Цифровая фоторамка — родственник мониторов. По сути дела она и есть маленький монитор, но оснащенный кардридером, разъемами для подключения периферии и телевизора, динамиками и многим другим. Простая фоторамка — это одно статичное фото. Цифровые технологии позволяют сделать так, чтобы, например, разные кадры сменяли друг друга, а их чередование сопровождалось музыкой.
Поделиться со всеми
Мультимедийные продукты нового поколения — вот что такое современные цифровые фоторамки. Они созданы, чтобы улучшать жизнь, делать ее более интересной.
Старший вице-президент подразделения устройств отображения Samsung Electronics Юн Хо Ха:
«…Модели цифровых фоторамок не только воплощают передовые технологии, но и привлекательно выглядят. Вы только представьте, как будете показывать фотографии важного личного события родным и друзьям. Я уверен, что фоторамки Samsung помогут сделать этот процесс еще более увлекательным, и потребители по достоинству их оценят».
Лучшие мировые производители выпускают фоторамки с максимумом возможностей. Так, например, модель Samsung SPH-72V не только «показывает» фотографии, но и позволяет прослушивать файлы в mp3 формате и смотреть видео. Более того, для этой фоторамки даже не нужны провода: она соединяется с компьютером по WiFi. А к тому же может служить дополнительным монитором.
Не отстают от «технарей» и дизайнеры. Для тех, кто, как старинные мастера, ценит не только красоту внутреннего изображения, но и хочет, чтобы рамка вписалась в стильный интерьер, разрабатываются самые различные дизайн-решения. Интересна в этом смысле Samsung SPF-86V, напоминающая маленький телевизор в деревянном корпусе. Но «привкус ретро» никого не обманет: эта 8-дюймовая рамка оснащена самыми передовыми технологиями, в том числе модулем WiFi.
Размер рамок тоже увеличивается. ЖК-монитор Samsung SPF-105Р — целых десять дюймов при разрешении 1024х600; а встроенная память новинки — 1 Гб. И это не предел: Samsung Electronics постоянно разрабатывает все новые решения и модели.

За рамками
В древние времена сама жизнь была обрамлением для городов, храмов и домов. Сегодня, когда мир обжит и приручен, мы наоборот, можем запечатлеть на фотографии любое его место, пейзаж, человека, событие — поместить в цифровую рамку и украсить нашу повседневную реальность.


Опубликовано в журнале «S-Files»