Горинова Ольга
независимый журналист
rudwolf
архив статей
Горинова Ольга
Как камеры стали ручными
Средства массовой информации, политика, индустрия развлечений и кино — все это отрасли, в которых очень важную роль играет… видеокамера. Да и мы с вами вряд ли можем представить нашу жизнь без записи семейных праздников, путешествий, будней…
В то же время мало кто знает, откуда произошла привычная нам видеокамера, как кино стало «ручным» искусством, доступным каждому.

Загадка лошадиного бега
К тому времени, как люди задумались над возможностью фиксировать на пленке движущиеся объекты, фотографии, то есть съемке предметов неподвижных, исполнилось без малого 50 лет.
До 1872 года человечество было знакомо лишь с движениями нарисованных картинок в «волшебном фонаре» и «чудо-блокноте». Ряд постепенно изменяющихся рисунков создавал у зрителя иллюзию движения.
Задача, которая стояла перед калифорнийским фотографом Эдвардом Майбриджем, на первый взгляд не имела к движущимся картинкам никакого отношения. Его попросили установить, бывает ли момент, когда лошадь, бегущая галопом, отрывает от земли все четыре копыта. Спустя шесть лет решение было найдено: Майбридж расставил вдоль финишной прямой 12 фотокамер, каждая из которых начинала снимать, если дернуть за нить. Нити были натянуты на пути лошади; разрывая их, животное приводило в действие затворы объективов. Когда все полученные снимки просмотрели через проектор, всем показалось, что лошадь скачет.
Майнбридж впоследствии посвятил жизнь снимкам животных в движении. Он первым разработал технологию, ставшую основой кино- и видеосъемки. И, кстати говоря, первым узнал, что лошадь при галопе никогда не отрывает от земли все четыре ноги разом.

Как чихал Фред Отт
Французский естествоиспытатель Этьен-Жюль Марей усовершенствовал технологию съемки, создав фотографическую «винтовку», которая могла запечатлеть 12 снимков подряд на крутящемся барабане. Марей стал использовать для этого целлулоидную ленту.
А первую настоящую кинокамеру сделал в 1891 году шотландец Уильям Диксон: он применил для движения пленки скачковый механизм, состоящий из зубчатого колеса, и предложил делать перфорацию в пленке. Колесо крутило пленку так, чтобы каждый кадрик оказывался точно напротив объектива, а также спускало «курок», или обтюратор, который регулировал количество света, попадавшее на пленку. Эта технология используется в некоторых кинокамерах и по сей день.
Диксон также рассчитал, с какой скоростью надо прогонять пленку, чтобы движение было реалистичным. Поначалу пленка двигалась со скоростью 40 кадров в секунду; в эпоху немого кино скорость снизили до 16 кадров, а с появлением звука подняли до 24 кадров в секунду.
При помощи своей камеры Диксон снял первый в мире фильм, где был показан человек, снимающий шляпу и кланяющийся. Позже были выпущены еще фильмы: «Фред Отт чихает», «Раис с Ирвином целуются». Нехитрые, минутной продолжительности кинокартины были настоящим потрясением для зрителей.

Люди с Бульвара Капуцинов
Еще большим шоком обернулся для посетителей кафе на Бульваре Капуцинов сеанс братьев Люмьер. Короткий эпизод «Прибытие поезда» был специально снят с фронтального ракурса, чтобы зрители испытали эффект присутствия и страх. Публика в ужасе разбежалась, а ракурс «спереди» на долгие годы был исключен из списка выразительных средств синематографа.
Но все же фильмы братьев Люмьер имели бешеный успех. Нанятые ими киномеханики путешествовали по всему свету и снимали на кинокамеры все, что угодно: достопримечательности, хроники, домашние сценки… 2000 лент братьев Люмьер стали первым вкладом в мировую коллекцию визуальной информации, которую пополняют современные режиссеры, СМИ… и мы с вами!

Великий немой заговорил
Еще Диксон пытался объединить свою кинокамеру с фонографом; ему хотелось, чтобы записывалось не только изображение, но и звук. В начале ХХ века в Англии стали записывать специальные кинопластинки, которые должны были сопровождать немые фильмы. Но это было неудобно: обрыв пленки или скачок читающей иглы мгновенно рассинхронизировали звук и изображение, и приходилось останавливать сеанс.
В 20-х годах ХХ века была изобретена система, которая позволяла записывать и речь, и оркестровую музыку, и картинку — на одну пленку. Первый звуковой фильм назывался «Певец джаза» — в нем было много музыкальных номеров.
Благодаря звукозаписывающей аппаратуре мир услышал голос Чарльза Чаплина. Великий актер немого кино, впервые заговорив с экрана, призвал народы всей Земли к миру и братству.

Color by Technicolor
Поначалу кинокамеры снимали черно-белое изображение, а пленка при необходимости раскрашивалась потом вручную. Для передачи цвета была изобретена технология «Техниколор», когда снимки окрашивались в красный и зеленый и переносились на третий снимок, содержавший всю прочую информацию. Это была довольно дорогая и редко применяемая система, и вплоть до 70-х годов в киносъемке господствовал черно-белый экран.

Начало видеоэры
Все кардинально изменилось, когда появилась идея, что звук и изображение можно записывать не на целлулоид, а на магнитную ленту. Появление этой технологии во многом обязано телевидению и тележурналистике: ведь пленку из кинокамеры надо еще проявлять, монтировать, обрабатывать — для оперативных репортажей такой способ съемки неприемлем! Нужно было найти такое решение, которое позволяло бы воспроизводить запись сразу после того, как она сделана. Оказалось, самым удобным носителем для телепередач будет в этом случае лента, покрытая магнитным порошком.
Итак, первые видеокамеры, то есть приборы, записывающие изображение на магнитную ленту, служили нуждам телевидения. Оператор ходил везде с двумя большими коробками, одна из которых только снимала, а вторая только писала звук.
Так было до тех пор, пока в 80-х годах эти две коробки не удалось объединить. Так появился камкодер: camera + recorder. Все современные видеокамеры, на какой бы носитель они не писали — камкодеры.
На гребне волны
«Новая линейка камкордеров Samsung демонстрирует наше стремление предвосхитить волну перехода на флэш-память от нынешних жестких дисков и DVD, тенденция которого уже наметилась», — отмечает исполнительный вице-президент и генеральный менеджер подразделения цифровых аудио- и видеопродуктов Samsung Electronics Донг Су Джун.
«Я всегда с собой беру — видеокамеру»
Первая любительская видеокамера появилась в 1980 году. К 1985 году моделей и камер было уже много; началась «борьба форматов» и поиск наилучшего из них. Video 8 и VHS — самые известные форматы аналоговой видеозаписи. Они использовались и в студиях, и в любительских съемках. Если у вас дома сохранился старый видеомагнитофон, вы можете увидеть на нем маркировку VHS — в этом формате записывалось большинство фильмов. Этот формат поддерживает запись на магнитную ленту сразу двух звуковых дорожек, дорожек управления и адресно-временного кода. Интересно, что начатки этой технологии были разработаны в NASA.
Изображение, записанное на аналоговые видеокамеры, было не очень качественным. Тем не менее в 80-х и 90-х годах все больше и больше людей покупали видеокамеру. Их радовала и удивляла возможность запечатлеть на видео себя, своих близких. Во многом популярности видеокамер способствовали телевизионные шоу-конкурсы — в Англии «Вас сняли», в Америке — «Лучшее домашнее видео», в России — «Сам себе режиссер».

Запись на языке цифр
Развитие цифровых технологий и микропроцессорной техники способствовало тому, что качество видеозаписи стало возможным улучшить, а сами камеры сделать более компактными и легкими. Цифровой способ записи к тому же облегчает монтаж, дает возможность добавлять спецэффекты. С 1999 года в мире начался бум цифровых видеокамер.
Для записи видео было предложено много стандартов. Первый из них — D-1; различные форматы и далее именовались буквами D (2, 3, 4 и так далее), либо же для названия использовались различные сочетания со словом Digital. В любом случае, запись осуществлялась в цифровом виде — но на пленку.

В поисках идеала
Если раньше для монтажа, проявки, резки и склейки использовалось множество приборов и ухищрений, то сейчас целую студию легко заменяет один компьютер. Поэтому и самый удобный формат записи видео — тот, который более всего совместим с компьютером. Видеокамеры, пишущие сигнал в стандарте MPEG-2, позволяют записывать фильм прямо на DVD-диск (меньшего объема — 1,4 Гб вместо 4,7) — это формат DVD-Video. Но все же при высоком качестве много на такой диск не запишешь, поэтому самым передовым способом записи видео на сегодня стала запись на flash-память. Объем записи ничем не ограничен; на самую обычную камеру можно теперь снимать фильмы HD (высокая четкость). Применение технологии flash позволяет сделать прямым соединение камеры с компьютером. Кроме того, такие камеры оснащаются MP3-плеерами, обладают прекрасными фотовозможностями. Немаловажно и то, что размер таких камер настолько компактен, что их можно носить в кармане рубашки. Яркий пример такой камеры — Samsung Miniket VP-M110: то маленький и мощный аппарат, идеальный для видеолюбителей. Первый камкодер с HD от Samsung Electronics — VP-HMX10C. Фирменная прогрессивная развертка Samsung на частоте 50 кадров/с позволяет VP-HMX10C снимать видео с исключительной детализацией, записывая на встроенную флэш-память до двух часов видеоматериала с высоким разрешением в стандарте H.264 при разрешении 720p, а использование карт SD/SDHC/MMC+ еще увеличивает время записи.
Новые способности
Революционная технология флэш-памяти Samsung Electronics обеспечивает пользователям целый ряд выгод, в том числе увеличенный срок автономной работы камеры и быстрый запуск (Quick Start) всего за 3 секунды. Также современные камкодеры оборудованы новой кнопкой iCheck, открывающей доступ к информации о состоянии заряда батареи и емкости памяти.
А новая камера Samsung VP-DX10 представляет собой гибридный камкордер с поддержкой DVD и флэш-памяти, сочетающий 4 ГБ (1 час записи) встроенной памяти, функцию быстрого запуска и возможность записи DVD с перегонкой фильма на диск нажатием всего на одну кнопку.

Все в ваших руках
Какую бы камеру вы ни выбрали — а современный выбор действительно огромен — в любом случае вы получаете возможность, которая казалась невероятной людям прошлого. Запечатлеть свои радости и праздники, запомнить и показать другим все, что удивило вас самих — прирученное искусство кино верно служит человеку во все дни его жизни.


Опубликовано в журнале «S-Files»